Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хини шеймас

Энциклопедический словарь

ХИНИ Шеймас - ХИ́НИ (Heaney) Шеймас (р. 13 апреля 1939, Моссбон, графство Дерри), ирландский поэт. Пишет на английском языке, один из самых значительных англоязычных поэтов нашего времени.

Краткая биография

Родился в Северной Ирландии, в многодетной фермерской семье. Закончив с отличием университет Куинз Белфаста, он затем преподавал английский язык и литературу в Ирландии и за рубежом, включая Оксфордский, Гарвардский и Калифорнийский университеты. В 1983 стал одним из основателей издательского дома Field Day. Сотрудничал с Би-Би-Си (см. БИ-БИ-СИ) и «Радио Эйриен». Перевел древнеирландскую поэму «Безумный Суибне» (1984) и древнеанглийский эпос «Беовульф (см. БЕОВУЛЬФ)» (1999). Является лауреатом многочисленных литературных премий. В 1995 Хини была присуждена Нобелевская премия.

Дух и плоть крестьянского Ольстера

Поэзия первых сборников Хини «Смерть натуралиста» (1966) и «Дверь во тьму» (1969) насквозь пропитана духом и плотью крестьянского Ольстера, картофельными грядами и болотами. Острое и детализированное восприятие поэта навлекло на него упреки в регионализме со стороны отдельных критиков. Но в действительности чуткость и «напряженность вслушивания», присущие всему творчеству Хини, легко преодолевают эти границы и определяют универсализм его поэзии. В лекции, прочитанной при вручении ему Нобелевской премии, Хини говорил об истинной ценности национальных обычаев и традиций, но предостерегал от превращения их в фетиш.

Сборники «Конец зимы» и «Север»

В стихах сборника «Конец зимы» (1972) сильна тема изолированности и отстраненности. Набирающее силу кровавое противостояние в Северной Ирландии оставляет поэта в плену противоречивых побуждений, «которые различаются по своей этической, эстетической, нравственной, политической, метрической, скептической, культурной, актуальной, типической, постколониальной направленности; побуждения, которые, взятые вместе, попросту исключают друг друга». Размышляя о личной ответственности и о роли поэзии в обществе, Хини стремится «оставаться «вне схватки», отдавая должное поэзии «без боязни и оправданий». С целью раскрытия исторических корней противостояния он вновь обращается к земле и в ней видит запечатленные в торфяниках свидетельства древних человеческих жертвоприношений, которые сопоставляет с жертвами современности.

Тема сокрытой в земле истории находит свое продолжение в сборнике «Север» (1976), там же современная политическая ситуация предстает в форме общемирового мифа, основанного на многочисленных литературных аллюзиях, от Тацита (см. ТАЦИТ) до Мандельштама (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич). Снова и с той же остротой звучит тема мучительного самоопределения поэта в раздираемом противоречиями мире.

Сборники «Полевые работы» и «Остров покаяния»

«Полевые работы» (1979) отмечены иной интонацией. Хини перенес свое внимание с всеобщего на индивидуальное, с племенного ритуала на частные состояния человека. Лирические стихи этого сборника проникнуты верой в силу поэтического слова, способного вносить гармонические разрешения в диссонанс. Последнее стихотворение «Уголино» несет в себе дантовские мотивы. Влияние великого итальянца определило содержание сборника «Остров покаяния» (1985), в котором автор совершает паломничество на остров посреди озера Лох Дерг, встречая на своем пути призраки друзей, погибших в ольстерских волнениях, и писателей прошлого. Один из них, Джойс (см. ДЖОЙС Джеймс), призывает его не поддаваться изменчивым течениям и оставаться верным себе.

«Фонарь боярышника»

В книге «Фонарь боярышника» (1987) Хини возвращается ко многим прежним темам: детским воспоминаниям, крестьянскому труду, размышлениям о назначении поэзии. Он по-новому оценивает собственную память о прошлом и прощается с ним, явственно ощущая образовавшуюся дистанцию. Напряженность возникает между яркостью памяти о людях и местах и одновременным осознанием того, что ни людей, ни мест, сохраненных памятью, уже не существует.

Мотив необходимости существования вещной памяти и неизбежности ее эрозии лежит в основе сборника «Видения вещей» (1991). Поэт размышляет о возможности воссоединения всего навечно застывшего и всего текучего, изменчивого. Это возможно лишь посредством чуда, но Хини верит в чудеса.

«Ватерпас»

Тема нарушенного равновесия продолжается в последнем сборнике «Ватерпас» (1996). Автор замечает его проявления и в быту, и в политике, и в человеческой душе. Стремление уравновесить, оттенить жестокость окружающей действительности является для Хини одной из основных целей поэтического творчества. Поэзия, «одинаково подчиняющаяся и воздействию внешнего мира и внутренним законам поэтического естества», способна, по мнению поэта, «убедить наше ранимое сознание в своей правоте, несмотря на очевидную неправоту всего, что его окружает», и постоянно напоминать, «что мы - искатели высших ценностей, что даже наша обездоленность, наши невзгоды делают нам честь - ведь они являются залогом истинной человечности».

Энциклопедия Кольера

ХИНИ Шеймас (Heaney, Seamus Justin)

(р. 1939), ирландский поэт. Родился 13 апреля 1939 на ферме в Каслдоусоне (графство Дерри). Окончил Королевский университет в Белфасте (1961), где впоследствии преподавал. В 1972 перебрался из Ольстера в деревню Гленмор, которую воспел в цикле сонетов, а в 1976 переехал в Дублин, где преподавал в педагогическом колледже. С 1982 - профессор Гарвардского университета (США), в 1989-1994 - Оксфордского университета. В 1995 Хини была присуждена Нобелевская премия по литературе. В первых сборниках Смерть натуралиста (Death of a Naturalist, 1966), Дверь во тьму (Door into the Dark, 1969) и Зимовье (Wintering Out, 1972) преобладают безрадостные темы земли и смерти. Земля - начало начал, "почва" (во всех смыслах слова), поле насилия и созидания, погребения и возрождения, именования (географическими названиями) и распада. Верность земле и тем, кто на ней трудится, - вклад Хини в пасторальную традицию. В сборнике Север (North, 1975) он обратился к кровавой истории Ирландии, а затем напрямую связал ее со злобой дня и личным опытом в Полевых работах (Field Work, 1979). Постоянные темы и слагаемые поэзии Хини - поглощение кельтской культуры английской культурой, конфликт католичества и практичного деревенского скептицизма, соотнесенность местной литературной традиции с европейской и загадка непостижимого ирландского гения - предельно сгущены в его шедевре, главной поэме сборника Остров покаяния (Station Island, 1984). Любовь к реально сущему по-прежнему очевидна в стихах Фонарь боярышника (The Haw Lantern, 1987). В цикле Видения (Seeing Things, 1991) поэт ищет умершего отца в своем прошлом и в мире призраков. Острые критические статьи и эссе Хини собраны в книге Размышления (Preoccupations, 1980).

ЛИТЕРАТУРА

Хини Ш. Стихи. - В кн.: Из современной ирландской поэзии. М., 1983

Полезные сервисы